"Квартира начинается от автобусной остановки": разговор об устойчивой архитектуре с Натальей Фурман, часть 1

Опубликовано 2020-03-13

Мы задумали серию интервью с руководителями направлений российского офиса Semrén & Månsson, чтобы узнать их взгляды на насущные вопросы в архитектуре и проектировании в контексте международного опыта нашего бюро.

Интервью с Натальей Фурман, директором по продукту Semrén & Månsson в России, первое в этой серии.

Разговор получился объемный, поэтому публикуем его в двух частях.

 

Наталья, определимся с понятием: что такое устойчивый дизайн, как этот термин применим к России?

Устойчивый дизайн в России сегодня не особо модный, скорее даже редкий термин, непонятно до конца, что под ним скрывается. Для заказчиков это изредка является unique selling point или имиджевой составляющей.

Sustainability, или, по-русски, устойчивость, – это слишком широкое понятие, сложно его «приземлить», понять какие у него составные части. Но когда мы это слово стали больше вводить в наш повседневный обиход и коммуникацию с заказчиком, то стало понятно, что это некий ключ к продукту Semrén & Månsson в России. Это то, что соединяет все качества, которые в совокупности дают устойчивость.

Как устойчивость интегрируется в офисах Semrén & Månsson в Швеции и в России?

В наших офисах, включая петербургский, есть инициативная группа, которая занимается принципами устойчивости и устойчивого дизайна. И деятельность этой группы распространяется на всё: от жизни в офисе, до интеграции проектных решений. Действует такая группа в каждом офисе системно. Есть определенные правила и цели, регулярно проводятся семинары, воркшопы. Также у этой группы есть просветительская миссия внедрять идеи и сам подход в офисе, в том числе в российском. Офис сам по себе – это одна из единиц общества, которая производит и потребляет. Основная задача для нас сейчас – сократить потребление, и использовать доступные в стране инструменты для переработки вторсырья.

Как устойчивый дизайн применим в архитектуре?

Устойчивый дизайн в архитектуре – это то, что мы делаем, это и есть наш продукт. Это устойчивые решения – эстетически, социально, экологически. Эстетическая устойчивость возникает, когда архитектурные амбиции становятся стимулом формирования хорошего продукта, а не самоцелью. Шведский дизайн уже априори устойчив эстетически, он всегда учитывает контекст – это природные оттенки, натуральные материалы в отделке, сдержанные детали, простая эргономичная форма. Шведский дизайн – это то, что делает нас особенными в России.

Социальный аспект мы не всегда создаем сами, чаще всего вписываемся в уже сложившиеся условия. Если это точечная застройка, а не комплексное освоение территории, то мы делаем проект в отведенных нам границах. В таком случае социальная устойчивость, как наша проектная задача, сводится к созданию понятной и насыщенной среды внутри доверенного нам участка. Это ландшафт, благоустройство, создание мест общего пользования не только в границах дома, но и за его пределами.

Если же мы заходим на большие территории, то и возможностей больше. Мы сами влияем на социальное обеспечение комфортной шаговой доступности садиков, школ, встроенных помещений в должном объеме, наличие общественно-рекреационных зон, аттракторов. Это то, что у нас получается делать и интегрировать в максимально таком же качестве, как мы это делаем в Швеции.

В основном к нам приходят заказчики, которые ищут такой подход к продукту. Порой бывают «ломки» при обсуждении, разное понимание, как этот проект можно сформировать. Наш лозунг скорее «плотность и сомасштабность», чем тяга к гигантизму. Бывает, это не совпадает с подходами заказчика, мы объясняем свои решения и находим баланс.

Как менялась эта ситуация на протяжении 7 лет присутствия Semrén & Månsson в России?

В целом растет качество спроса у потребителей и вынужденно меняется подход к продукту у девелоперов.

В Швеции есть хорошая фраза: «Квартира начинается от автобусной остановки». У нас до недавних времен квартира воспринималась исключительно как квадратные метры, и вопрос покупки квартиры ограничивался ценой и только. Сейчас расширяется горизонт, и покупатели начинают обращать внимание на качество архитектуры, объема, входных групп, и так далее. Теперь внимание сфокусировано не только на вопросе «как я расставлю здесь мебель», стало важным как устроен двор, где ребенок будет гулять, безопасность, комфорт, озеленение и т.д. Все эти аспекты начинают в полной мере влиять на выбор при покупке, а это сказывается и на качестве предложения. И в этих условиях наш подход находит всё больший отклик у заказчиков.

Когда мы начинали работать в Петербурге, у нас были штучные проекты, теперь, когда растет запрос на качество, у нас растет и объем проектов. К сожалению, пока подобные проекты – это в основном жилые комплексы бизнес- или комфорт-класса, т.е. устойчивый продукт – по-прежнему продукт эксклюзивный. Хотя, если брать шведскую практику, то там это стандарт. Бизнес-класс отличается в первую очередь локацией, а по совокупным качествам как инфраструктуры, так и отдельных квартир, отличия незначительные от стандарт-класса.

 

Продолжение во второй части.