Хорошая архитектура – необходимое условие для устойчивой школы

Опубликовано 2020-04-22

Экстренный онлайн-эксперимент со школьным образованием показал, что этот метод обучения подходит не всем, и традиционная школа сохранит свою роль в нашем обществе. Но какой должна быть современная школа? Архитектор Сверкер Карлссон в гетеборгском офисе Semrén & Månsson занимается вопросами устойчивого развития, изучением и созданием условий для здоровья общества, и имеет большой опыт в проектировании школ. Он поделился своим взглядом на то, как создать школу, которая заботится об интересах детей, и в то же время учитывает интересы образовательной системы и общества. Речь пойдет о школе, созданной по принципам устойчивого развития.

 

Дети не выбирают свою рабочую среду

В основе проектирования школы - жизнь детей в ней, и то, как проходит их день. Основная задача разместить все функции таким образом, чтобы учесть потребности учащихся и облегчить переходы между различными видами деятельности. От того, как размещены, например, раздевалки или туалеты, зависит внутреннее состояние детей. Если это делается неправильно, то последствия могут неблагоприятно сказываться на физическом и психическом состоянии ребенка долгое время. У взрослых, когда они чувствуют, что рабочая среда их не устраивает, есть возможность влиять на свое положение различными способами, и, в крайнем случае, менять место работы. У детей такого выбора нет, они не могут отказаться от посещения школы. Если они хотят поменять школу, то решение остается за взрослыми.

Проектирование с учетом индивидуальных потребностей создает добавленную ценность

Школы являются чрезвычайно сложными архитектурными комплексами, так как они включают множество функций с большим разнообразием размеров и назначений помещений.  Эти помещения должны быть адаптированы и спроектированы с учетом потребностей различных групп людей, а также соответствовать учебному плану. В одном здании параллельно должны сочетаться и возможность активного отдыха, и индивидуального обучения для учащихся с особыми потребностями. Школы сегодня - это довольно масштабные единицы, и поэтому очень важно создавать ощущение внутреннего комфорта для каждого, и в большом, и в малом контексте.

Конечно, дети, это прежде всего люди. И обилие информации и впечатлений в учебной среде часто приводит к трудностям с концентрацией внимания. В школе, где мы адаптировали помещение для учеников с особыми потребностями, эти меры были оценены и другими учениками, чья успеваемость, ощущения и опыт работы в школьной среде улучшились. Созданные нами забота и безопасность позволили учителям не тратить время на разрешение конфликтов, которые в противном случае возникли бы.

Мы полагали, что создаем гибкость с помощью многофункциональных помещений, но на самом деле это, вероятно, скорее наоборот, то есть помещения должны быть спроектированы с учетом конкретных задач по созданию гибкости. Дети, как и взрослые, нуждаются в доступе к различным размерам и типам пространств при выполнении различных задач. Мы стараемся сочетать открытые и камерные пространства таким образом, чтобы учителя имели полный обзор помещения, видели каждого ребенка, а дети при этом могли чувствовать себя уединенно. В большинстве случаев, с помощью этого метода, мы можем создать такое разнообразие помещений даже в существующих школьных условиях.

Это параметры безопасности, которые закладывают основу для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе, и успевал в учебной программе. Их мы должны учитывать при проектировании школьной среды.

Стимулировать развитие детей - задействовать любопытство и движение.

Существует несколько различных способов устранения барьеров, препятствующих и тормозящих развитие детей. Физкультурные залы часто предназначены для соревновательных видов спорта. Например, на полу нарисованы линии для различных видов спорта, а также ряд различных целей. Такое оформление посылает четкие сигналы конкуренции, и дети, которые привыкли к соревнованиям и часто активно занимаются спортом, могут быть подстегнуты ими. С другой стороны, для тех детей, которые сталкиваются с большими сложностями при движении, это становится явным барьером, сигнализирующим о том, что здесь им не место. И это несмотря на то, что в учебном плане говорится только о движении и не упоминаются виды спорта с мячом до четвертого класса. Самое главное, чтобы помещение привлекало к себе любопытство и активность.

Однако изменение дизайна спортзала не обходится без проблем и вызывает сразу несколько вопросов. Для кого и зачем мы строим этот спортивный объект? Спонтанный ответ заключается в том, что это в первую очередь касается школьников и их здоровья, но с точки зрения устойчивости необходимо также спросить, как мы можем наилучшим образом использовать помещения совместно.

Лучше использовать существующие здания

Если мы всерьез хотим улучшить условия труда детей, то мы должны также сосредоточиться на совершенствовании существующего фонда недвижимости. Это повлияло бы на условия труда подавляющего большинства школьников. Часто забывается, что большинство школьников посещают старые школьные здания, которые не отвечают современным требованиям. С помощью довольно небольших вмешательств мы можем создать инклюзивную и разнообразную среду обучения, в которой дети могут чувствовать себя в безопасности и развиваться. Возможно, что в то время как помещения обновляются в соответствии с современными требованиями доступности, добавятся и разноразмерные  помещения с различными функциями.

Сотрудничество - это ключ к успеху

Когда вы много работаете с одними и теми же типами проблем, вы получаете хорошее представление о том, какие проблемы существуют в школьном мире. Знания накапливаются с течением времени, и этот опыт привносится в каждый новый проект. Очень важно вовлекать систему образования и заказчиков в этот процесс, чтобы понять уникальные условия и проблемы. Вместе с заказчиком мы разрабатываем общий имидж для проекта. Мы с нетерпением ждем школьного проекта, который серьезно относится к учащимся как к решающей группе для развития новой школьной среды.

Сделка на перспективу

Школы необходимо эксплуатировать долго, независимо от тенденций в педагогике. Степень использования здания является важным аспектом с социальной точки зрения. Помещение может служить для большого количества функций, даже после школьных мероприятий. Если мы используем здание школы в течение всего дня, то там есть и присутствие взрослых, что служит фактором безопасности. С точки зрения устойчивого развития мы рассматриваем школу как районный или муниципальный общественный центр. Он становится центральным местом встречи представителей культуры и досуга.

Каждый школьный проект имеет свои уникальные условия. Необходимо анализировать как использовать наилучшим образом каждое школьное здание, которое строится или перестраивается. Очень важно спроектировать помещение в соответствии с его функциями, следя при этом за тем, чтобы не создавались неиспользуемые надземные поверхности, которые очень долго обременяют общество ненужными арендными расходами. Работу над такими важными вопросами я воспринимаю как привилегию.